#FF0066#FF0033 Святые новомученики Калужские.

Земли Калужской Святые Мученики и Исповедники.


Мученик - это человек, который претерпел страдания и смерть за имя Христово, за Православную веру, за отказ служению идолам, различным религиозным и атеистическо-идеологическим течениям. У каждого православного верующего человека нет сомнения в том, что святые мученики могут слышать наши молитвы, знать наши нужды и исполнять наши просьбы. Православные люди, совершая молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых угодников Божиих, которые, находясь у Престола Божия, своими посредническими молитвами, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих и по воле же Господней благодатно и благотворно действуют на них.

Об этом святой Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной Литургии пишет так: "Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше" [1]. А святитель Василий Великий говорит: "… жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравие просит. С мучениками да бывают прошения ваши" [1].

В новом Завете мысль о почитании святых еще яснее. Спаситель, Иисус Христос, говорит апостолам: "вы друзи Мои есте" [Ин 15,14]. "Иже вас приемлет, Мене приемлет: иже приемлет Мене, приемлет Пославшего Мя" [Мф. 10,40].

Святые мученики чудодействуют тем или иным образом: по молитвам; прикосновением к останкам (мощам) их или к святому образу (иконе). Вот пример чудодействия святых мощей великомученика Пантелеимона: "Летом 1996 года в Москве находились, привезенные с Афона мощи святого Великомученика, и тогда же со мной, - пишет Дмитрий Милешин [2],- случилось… чудо … я получил исцеление от мучивших меня сильных болей фактически сразу, как я согласился с мыслью съездить в Елоховский Кафедральный собор и приложиться к главе святого Пантелеимона. После этого я с легкостью, ни разу даже не присев, отстоял в очереди всю ночь (в общей сложности около 11 часов, хотя перед этим несколько дней почти не спал из-за боли) и сподобился прикоснуться к целительным мощам".

А вот пример того, какое огромное значение для людей имеет пребывание мощей святых мучеников в их селениях. Святой Патриарх Кирилл (V век) возмечтал исполнить намерение своего предшественника и освятить местность, чтобы изгнать из нее злые силы. Он горячо молился о том, чтобы Бог помог ему исполнить это. И было ему видение - явился Ангел Господень и повелел перенести мощи святых мучеников Кира и Иоанна в египетское село Мануфин, на место где было языческое "капище", которое считалось неблагостным местом. Патриарх не только перенёс мощи, но и основал в Мануфине православный храм во имя святых мучеников Кира и Иоанна. Там стали совершаться чудеса и исцеления больных [3].

Множество святых мучеников было явлено миру в первые столетия христианства при гонении на Церковь Христову (I - IV вв.). В России, с момента ее крещения святым равноапостольным великим князем Владимиром в 988 году, Православная Церковь просияла, в основном, подвигами святых угодников: святителей, преподобных и праведных. Мучеников за эти годы было явлено значительно меньше. Православные верующие из города Калуги и области знают о преподобномученике Кукше, который в наших краях в ХII веке "… бесов прогнал, и Вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро изсушил, и много других чудес сотворил" [4]. Здесь же, на Калужской земле, по преданию, он и ученик его приняли мученическую смерть от рук язычников.

И только ХХ век стал для России эпохой мучеников и исповедников. В списке множества святых новомучеников и исповедников есть имена людей, пострадавших за веру во Иисуса Христа и Бога нашего, жизнь и служение которых связана с Калужской землей. На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве в августе 2000 года к лику святых мучеников причислены [5]:

  1. Священномученик Павлин (Крошечкин, 1879 - 1937гг.) - архиепископ Могилевский.

    Петр Кузмич Крошечкин родился в 1879 году в Мокшанском уезде Пензенской губернии. В 1895 году по благословению своей матери поступил в монастырь. В начале ХХ века Петр Кузмич был пострижен в монахи с именем Павлин, а в 1921 году был рукоположен во епископа Рыльского на Курскую кафедру.

    Владыка Павлин в декабре 1930 года был назначен епископом Калужским и Боровским временно управляющим Калужской епархией, а до этого он занимал Полоцкую кафедру, где активную проповедническую деятельность, за что и был арестован. В г. Калуге проработал до 22 июня 1933 года. Служил епископ в г. Калуге, в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

    24 октября 1936 года, будучи архиепископом Могилевским, был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и заключен в Могилевскую тюрьму, откуда был переправлен в Минскую тюрьму. Архиепископ Павлин был осужден и конвоирован в дальние края, откуда не вернулся [6, 7].

  2. Священномученик Августин (Беляев, 1886 - 1937гг.) - архиепископ Калужский и Боровский.

    Александр Александрович Беляев родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей. Александр был самым младшим. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем.

    По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1911 году и был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал преподавать и в мужском учебном заведении Пензы.

    После смерти жены Александр Александрович прошел путь от священника до епископа. Не раз арестовывался, был в ссылке, сидел в тюрьме.

    По окончании срока заключения в концлагере (недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области), в 1934 году преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. Служил епископ в Калуге, в храме великомученика и Победоносца Георгия.

    2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. А осенью 1937 года среди духовенства, верующих и жителей Калуги начались аресты. В осеннюю ночь владыка был арестован. После ареста владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц.

    Следователь: - Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие требует от вас дать правдивые показания по этому вопросу.

    Владыка Августин: - Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю.

    Следователь: - Вы врете, следствие располагает точными данными, что вы действительно занимались контрреволюционной деятельностью, прекратите запирательство и дайте правдивые показания по этому поводу.

    Владыка Августин: - Контрреволюционную деятельность я отрицаю, и ее не проводил.

    Некоторые из арестованных были сломлены условиями тюремного заключения, некоторые поддались льстивым посулам следователей и согласились стать лжесвидетелями и оговорить себя и других. Подписанные ими показания, "свидетельствующие" об антигосударственной деятельности архиепископа Августина, были ему затем предъявлены.

    Следователь: - Вы были ознакомлены с показаниями ряда обвиняемых, которые изобличали вас как руководителя контрреволюционной церковно-монархической организации, вам устраивали очные ставки, на которых вы разоблачены как организатор и руководитель контрреволюционной церковно-монархической организации, дальнейшее запирательство совершенно бессмысленно, следствие предлагает дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

    Владыка Августин: - Контрреволюционной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю. Если мне будут еще устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина к расстрелу.

    21 ноября 1937 года его дочь Нину вызвали в НКВД и стали спрашивать, кто бывал у владыки, и, добиваясь ответов, угрожали арестом. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архипастыря и заставить его оговорить себя. Допрос длился долго, но не к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоящий в углу посох владыки, следователь сказал: "Возьмите его, он ему больше не понадобится". Затем подписал пропуск Нине на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: "Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите". На следующий день Нина принесла владыке в тюрьму чистое белье, а ночью приговор был приведен в исполнение [8, 9].

  3. Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобриков, 1865 - 1938гг.) -архимандрит, последний настоятель старой Оптиной Пустыни.

    Родился архимандрит Исаакий ( в миру Иван Николаевич Бобриков) в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии, в крестьянской семье. Родители его были благочестивыми и глубоко верующими людьми. Иван в 1884 году поступил в Оптину Пустынь еще при жизни преподобного старца Амвросия.

    Архимандрит Исаакий Второй принял обитель под свое управление после кончины настоятеля архимандрита Ксенофонта (+ 30 августа 1914 года). На его долю досталось самое тяжелое в истории Оптиной время - Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и затем гонения на Церковь.

    Архимандрит Исаакий вместе с братией испытал все те скорби, которые обрушили на них враги Православной веры и Церкви. Он переносил их с мужеством непоколебимого в вере монаха. Не отступая ни на шаг, не прячась от гонителей, он показывал пример исповедничества. После "разгона" монастырь продолжал сокровенно жить в Козельске и его окрестностях. В то время оптинские монахи, шамординские монахини на все брали у него благословение. Когда власти, грозя ему смертью, предложили куда-нибудь уехать, отец Исаакий ответил: "От креста своего не побегу".

    Он несколько раз был арестован, получал злобные предупреждения и, наконец, приобщенный к фальшивому делу о контрреволюционной деятельности подпольного монастыря в городе Белев, был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Тульской области 30 декабря 1937 года. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы. Расстрелянного вместе с другими мучениками, его тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе [10].

  4. Преподобноисповедник Никон (Беляев, 1888-1931гг.) - иеромонах, последний духовник старой Оптиной Пустыни.

    Беляев Николай Митрофанович родился 26 сентября 1888 года в московской купеческой семье. По окончании гимназии он поступил в Московский университет, но на первом году учебы у него появилось желание поступить в монастырь. О своем намерении он рассказал священнику Петру Сахарову, своему законоучителю по гимназии. Тот направил его к епископу Трифону (Туркестанову). Это было перед Великим постом 1907 года в Неделю о блудном сыне. При встрече присутствовала мать Николая, Вера Лаврентьевна. Владыка сказал ей о сыновьях, возжелавших поступить в монастырь следующее: "Не беспокойтесь, они увидят там только хорошее, и это останется у них на всю жизнь".

    Вечером 23 февраля Николай выехал в Оптину, "не имея о ней, - как сам он писал, - ни малейшего представления. Недели за две до того я не знал, что Оптина существует". В день обретения главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля) он впервые приехал в монастырь. По благословению скитоначальника ему пришлось еще восемь месяцев пробыть в миру. А 7 декабря, в день памяти Амвросия Медиоланского, когда именинником бывал старец Амвросий, скитоначальник архимандрит Варсонофий благословил его переезжать в Оптину Пустынь.

    Николай, назначенный письмоводителем старца Варсонофия, стал самым близким его учеником и сотаинником. 24 мая 1915 года Николай был пострижен в мантию и наречен Никоном, в честь мученика Никона, 10 апреля 1916 года он был хиротонисан во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года - в иеромонаха. После закрытия Оптиной трудился в созданной на территории монастыря сельскохозяйственной артели и заведующим музеем. Осенью 1919 года был первый раз арестован, но вскоре освобожден.

    9 марта 1922 года скончался скитоначальник схиигумен Феодосий, 30 июля 1922 года скончался иеросхимонах Анатолий (Потапов), зимой же этого года был арестован старец Нектарий, который благословил своих духовных детей обращаться к иеромонаху Никону. Так отцу Никону пришлось возглавить скит уже во время гонений, принимая на исповедь народ, продолжавший по-прежнему ездить в Оптину за духовным окормлением.

    По доносу отец Никон был арестован 16 июня 1927 года и заключен в тюрьму в г. Калуге. В октябре 1927 года из секретного отдела ОГПУ Москвы пришло заключение: "Перечисленные лица … указанной выше контрреволюционной группировки прямо и косвенно вели контрреволюционную деятельность и агитацию, прикрывая ее религиозными убеждениями, и тем самым развращали психологию окружающего крестьянского населения, вызывая у крестьян недовольство советской властью".

    19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Никона к трем годам заключения в концлагерь. Он был отправлен в Соловецкий концлагерь, но пока он был доставлен на берега Белого моря, навигация на Соловки закрылась, и отец Никон был оставлен в концлагере Кеми. По окончании срока заключения он был отправлен в ссылку в Архангельскую область, затем в г. Пинегу, где у него усилился, полученный в концлагере туберкулез. Больной, умирающий старец был перевезен в соседнюю деревню, где Господь даровал ему после принятия Святых Таин кончину праведника. Иеромонах Никон (Беляев) скончался в 22 часа 40 мин 8 июля 1931 года. Отец Никон был погребен на кладбище села Валдокурье под г. Пинегой. Могила не найдена [8, 13].

  5. Преподобноисповедник Георгий (Лавров, 1868-1932гг.) - архимандрит, настоятель Мещовского монастыря с 1915 по 1918 годы.

    Лавров Герасим Дмитриевич родился 28 февраля 1868 (1867?) года в Елецком узде Орловской губернии, в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Однажды, когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь. Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. С 1915-го по 1918-й годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске Калужской губернии.

    После закрытия монастыря в декабре 1918 года батюшка был обвинён в "тайном заговоре" и "хранении оружия". Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия, и расстрел был заменён пятью годами заключения.

    В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят "на поруки" будущим священномучеником Владыкой Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Свято-Даниловом монастыре.

    В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что "играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента".

    Батюшку приговорили к трём годам ссылки в посёлок Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). Там он жил в тяжёлых условиях, но утешался совершением Литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани.

    После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнатку. 21 июня (4 июля н. ст.) 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном Бугровском кладбище.

    В октябре 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь в Москве [8, 14].

  6. Священномученик Иоанникий (Дмитриев, 1875-1937гг.) - архимандрит, последний настоятель Мещовского монастыря.

    Иван Алексеевич Дмитриев родился в 1875 году в деревне Редкие Дворы Московской губернии, в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, летом пас скотину на пастбище. После смерти матери он взял к себе на содержание всю семью - отца и братьев с сестрами. Иван в юности почти ежедневно посещал церковь и часто читал книги духовного содержания. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и остановился в своем выборе на ските Оптиной Пустыни.

    В 1908 году Иван приехал в Оптину. Здесь он был пострижен в монашество с именем Иоанникий и в 1915 году рукоположен в сан иеродиакона. С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского и Боровского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил его служить в село Сухиничи. В 1927 году епископ был переведен на другую кафедру. Назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске.

    В 1929 году монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна "Искра". Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещовского собора. В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещовске девятнадцать человек, из них одиннадцать - монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска. 16 ноября он был вызван на допрос и на вопрос следователя ответил: "По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю".

    Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания "свидетелей", зачитали их. Выслушав, отец игумен ответил: "Указанные мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или иных мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что-либо против мероприятий советской власти".

    15 марта 1933 года Тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Казинский храм в Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги.

    Следователь: - Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания.

    Игумен Иоанникий: - Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей… и духовенства.

    При этом отец Иоанникий отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других [8].

    Отца Иоанникия приговорили к высшей мере наказания.

  7. Священномученик Иоанн (Сперанский, 1864 - 1937гг.) - протоиерей, настоятель храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге.

    Родился 1 января 1864 года в селе Желовижи Калужской губернии в семье священника Иоанна Сперанского. По окончании Калужской Духовной семинарии в 1884 Иоанн Иоаннович был рукоположен в сан священника и направлен служить в Успенскую церковь села Озерского, Перемышльского уезда, Калужской губернии. В Одигитриевскую церковь города Калуги он перемещен в 1899 году. В 1906 году о. Иоанн был возведен в сан протоиерея. Протоиерей Иоанн был активнейшим священником, и поэтому пользовался огромным авторитетом среди верующих Калужан. В 1918 году протоиерей Иоанн Сперанский был арестован в качестве заложника. В 1922 году во время изъятия ценностей батюшку вновь арестовали и приговорили к одному году заключения. В 1937 протоиерей Иоанн был арестован снова.

    Следователь: - Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую проводили, будучи настоятелем церкви Одигитрии…. Дайте следствию показания по этому вопросу.

    Протоиерей Иоанн: - Контрреволюционной деятельности и агитации я не проводил.

    Следователи стали спрашивать об архиепископе Августине и требовать подтверждения лжесвидетельств против него, но священник категорически отказался. На одном из последних допросов следователь сказал:

    - На предыдущих допросах вы уклонились от дачи правдивых показаний. Следствием достоверно установлено, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации, состоя в которой, вы проводили работу по обработке верующих граждан в антисоветском духе. Признаете вы это?

    Протоиерей Иоанн: - Нет, не признаю. В контрреволюционной организации я не состоял и не знаю о ее существовании [8, 15].

    Отца Иоанна приговорили к высшей мере наказания.

  8. Святой Мученик Алексий (Горбачев, 1892 - 1937гг.) - псаломщик церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Муромцево Калужской губернии.

    Алексей Григорьевич - сын крестьянина д. Куровское Перемышльского уезда Калужской губернии, родился 5 (18) февраля 1892 года, окончил Обуховскую церковно-приходскую школу в 1903 году. С 12 февраля 1911 года состоял трапезником в храме в честь иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость", при Инвалидном доме Губернского земства (ул. Герцена, 34, сейчас здесь находится аграрный колледж), и в храме Святого благоверного князя Александра Невского при Хлюстенских богоугодных заведениях (Ул. Никитина, 66, в настоящее время 4-ая городская больница, домовой храм сохранился, в нем размещается отделение неврологии.). Получив в 1914 году 16 марта место псаломщика церкви Николая Чудотворца, переехал с женой из Калуги в село Муромцево.

    Служил в храме села Муромцево до его закрытия. Осенью 1937 г. был арестован. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексий Григорьевич виновным себя не признал, даже под угрозой расстрела его сына Николая. Алексия Григорьевича приговорили к высшей мере наказания [8, 11].

  9. Святой Мученик Аполлон (Бабичев, 1874 - 1937гг.) - псаломщик церкви святого великомученика Георгия (за верхом) в г. Калуге.

    Аполлон Ксенофонтович Бабичев родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георгиевском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года его арестовали. На следствии он сразу занял твердую позицию - настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись. В контрреволюционной деятельности себя виновным не признал. Аполлона Ксенофонтовича приговорили к высшей мере наказания[8].

  10. Святой Мученик Михаил (Арефьев, 1865 - 1937гг.) - член церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге.

    Михаил Павлович Арефьев родился 27 июня 1865 года в городе Калуге. До 1917 года Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 году вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге (через дорогу от дома Шамиля). В октябре 1937 года власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщика Алексия Горбачева, псаломщика Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу. Приговор был исполнен 23 ноября 1937 года. Все они погребены в общей безвестной могиле [8].

  11. Святой Мученик Николай (Смирнов 1886 - 193…гг.) - псаломщик церкви святого великомученика Георгия (за верхом) в г. Калуге.

    Родился 6 мая 1886 года в селе Старая Кашира Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Смирнова. Окончил школу, а затем до 1922 года работал сельским учителем. В 1922 году Николай Петрович переехал в Калугу, где до своего ареста в 1937 году служил в Георгиевском храме псаломщиком и пел в церковном хоре.

    Подписывая протокол допроса, Николай Петрович в конце листа дописал: "Читал. Виновным себя не признаю и считаю себя в соответствии со своими убеждениями не способным к подобным явлениям".

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила Николая Смирнова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, по прибытии в который он вскоре скончался [8].

  12. Святая Мученица Феоктиста (Ченцова, 1865 - 1942гг.) - православная христианка.

    Родилась 21 января 1880 года в городе Калуге в семье калужского купца Семена Ченцова, занимавшегося торговлей скобяным товаром. Феоктиста Семеновна окончила городское училище. В 1937 году её арестовали как активного верующего человека, обвинив в контрреволюционной деятельности. Феоктиста Ченцова не признала себя в этом виновной, и на одном из допросов следователь сказал:

    - Следствие располагает точными данными, что вы, обставив свою квартиру иконами, устраиваете у себя тайные громкие моления. Признаете себя в этом виновной?

    Феоктиста Семеновна: - Действительно, у меня на квартире очень много икон, около двадцати, причем раньше иконы были и в коридоре, но после протеста квартирантов я их перенесла в комнаты, но молений и громких служений у себя в квартире я не устраиваю… .

    Следователь: - Следствием установлено, что вы являетесь участницей контрреволюционной церковно-монархической организации. Вы это подтверждаете?

    Феоктиста Семеновна: - Я это категорически отрицаю.

    Следователь: - Следствием установлено, что вы распространяли контрреволюционную клевету на советскую власть и контрреволюционные суеверные слухи, вы признаете себя в этом виновной?

    Феоктиста Семеновна: - Виновной в этом себя не признаю.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Феоктиста Семеновна Ченцова скончалась в одном из Карагандинских лагерей 16 февраля 1942 года и была погребена в безвестной могиле. [8].

  13. Святая Мученица Анна (Остроглазова, 1900 - ?гг.) - православная христианка.

    Родилась 19 ноября 1900 года в Калуге в семье протоиерея Иоанна Алексеевича Остроглазова. Окончила среднее учебное заведение и поступила в институт народного образования. Окончив два курса, она в 1920 году ушла из института. Затем она поступила работать бухгалтером в Калужское педагогическое училище. Здесь Анну Ивановну за ее кроткий нрав полюбили как преподаватели, так и учащиеся, многие из которых приходили к ней поделиться своими горестями и бедами. Анна Ивановна была глубоко верующим, благочестивым и серьезным человеком, и когда Калужскую кафедру возглавил епископ Августин, она стала его ближайшей помощницей.

    На допросах она держалась с достоинством и спокойствием, как достойная дочь своего духовного отца - архиепископа Августина.

    Следователь: - Вы арестованы за антисоветскую деятельность, следствие требует от вас дачи откровенных показаний по данному вопросу.

    Анна Иоанновна: - Антисоветской деятельностью я не занималась и виновной себя не признаю… .

    Следователь: - Следствием установлено, что вы, работая бухгалтером педагогического училища, занимались вредительством, чем искусственно создавали недовольство педагогов на мероприятия партии и советского правительства. Вы признаете виновной себя в этом?

    Анна Иоанновна: - Вредительством я не занималась и виновной в этом себя не признаю.

    Следователь: - Следствием установлено, что вы занимались антисоветской клеветой, распространяя контрреволюционные суеверные слухи. Вы признаете себя виновной в этом?

    Анна Иоанновна: - Виновной в этом я тоже себя не признаю.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, где она приняла мученическую кончину от голода. [8].

  14. Святая Мученица Ольга (Масленникова, 1874 - 1941гг.) - православная христианка.

    Родилась 10 июля 1874 году в Калуге. Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой храма великомученика и Победоносца Георгия, в котором служил владыка Августин, помогала в работах по храму. 29 октября 1937 года власти арестовали ее. Вызванная на допрос Ольга Александровна не признала себя виновной в возводимых на нее обвинениях и никого не оговорила.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, где она скончалась в 1941 году. [8].

Примечания:

  1. Священномученик Павлин (Крошечкин)- архиепископ Могилевский, прославлен в лике святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских от Новоспасского монастыря г. Москва.
  2. Священномученик Августин (Беляев) - архиепископ Калужский и Боровский; Священномученик Иоанникий (Дмитриев)- архимандрит; Священномученик Иоанн (Сперанский) - протоиерей; Святой мученик Алексий (Горбачев) - псаломщик; Святой мученик Аполлон (Бабичев) - псаломщик; Святой мученик Михаил (Арефьев) - член церковного совета; Святой мученик Николай (Смирнов) - псаломщик; Святая мученица Феоктиста (Ченцова) - православная христианка; Святая мученица Анна (Остроглазова, 1900 -?гг.) - православная христианка; Святая мученица Ольга (Масленникова) - православная христианка - прославлены в лике святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских от Ивановской епархии.
  3. Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобриков) - архимандрит; преподобноисповедник Никон (Беляев) - иеромонах - прославлены в лике святых и включены в Собор Оптинских старцев.
  4. Преподобномученик Георгий (Лавров) - архимандрит, прославлен в лике святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских от Свято-Данилова монастыря. г. Москва.

Все мученики, как видно из вышеизложенного текста, пострадали по выдуманным обвинениям. От них требовали указать имена других верующих, дать лжесвидетельства на ближних. Следователи пытались добиваться отречения от Христа лукавым способом, а именно: признания подследственного участником контрреволюционной церковно-монархической организации (неким таким террористом из террористической организации).

Напомним, что Православная Церковь есть установление духовное, не мирское. Видимое устройство, данное земной Церкви через учеников Иисуса Христа (апостолов) состоит в том, что она в составе своем имеет две части - паству (мирских людей) и иерархию (служители Церкви). Главой же Церкви является Христос, Бог наш. А назначение Церкви Христовой - спасение душ человеческих для жизни вечной в Царствии Божием [12].

Таким образом, признание себя контрреволюционером, террористом, означает для православно верующего человека признать то, что организатором и вдохновителем этой террористической структуры является сам Бог - Спаситель, а это, по сути, является прямым отречением от Бога.

Поэтому православные люди, которые претерпели издевательства, лишения и последующую смерть, не признав себя контрреволюционерами, имели истинную и непоколебимую веру в Бога, во единую и нераздельную Троицу: Бога нашего Отца и Сына и Святаго Духа, Ему и славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Эти люди удостоились Божией славы. Господь Бог надел на них венец мученичества, и мы, ныне живущие православные христиане, прославляем их в лике святых мучеников и молимся им: "Святые новомученики и исповедники в земле Калужской просиявшие, молите Бога о нас"!

Мученики земли Калужской, просиявшие светом своих страданий и мучений, освещают ныне Калужский край светом неизреченной силы, светом Божественной благодати. И нам верующим, православным христианам, предстоит молитвенно принять этот свет для достижения нами Жизни Вечной с Богом, где место есть всем, каждой душе место найдется. Люди православные, молитесь! Молитесь нашим мученикам и исповедникам, а по молитвам их дано будет нам Богом просимое.

Тропарь новомученикам,
глас 4-й:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

День молитвенной памяти: священномученика Павлина архиепископа Могилевского установлен на Юбилейном Соборе 21 октября/3 ноября, преподобномученика Исаакия Оптинского установлен 26 декабря/8 января, преподобноисповедника Никона Оптинского 25июня/8 июля, преподобноисповедника Георгия - 21июня/4июля, а остальных мучеников во главе с архиепископом Калужским и Боровским Августином 10/23 ноября.

Библиографический список:

  1. Катехизис Православной Церкви. Митрополит Филарет (Дроздов) переизд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. п. 262
  2. Владимир Мелешин "Дымовая завеса" вокруг русского монастыря на Афоне.- Август 2002г.- www.voskres.ru
  3. Перенесение мощей святых мучеников бессребренников и чудотворцев Кира и Иоанна. - www.days.ru
  4. Киевопечерский Патерик по древним рукописям. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991 с. 36
  5. Материалы Архиерейского Собора 2000 года о прославлении святых. Служба коммуникации ОВЦС МП
  6. Жизненные скитания новомученика архиепископа Павлина (Крошечкина). Калужский благовест, 1997 № 5.
  7. Священник Андрей Безбородов, Годы испытаний. История Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 1999 годы. М.: УНИК, 1999 64с.
  8. Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1-7тт. - Тверь, изд. "Булат", 2001.
  9. Богомолова М., Улыбышева М., Истинный проповедник веры христовой. Калужский благовест, 1998 № 14.
  10. Житие священномученика архимандрита Исаакия. Виктор Афанасьев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996.
  11. Гос. Архив по Калужской обл. Ф.33.оп. 2 д. 2417.
  12. В.Д. Сарычев Учение о Боге Спасителе. Конспект лекций по догматическому богословию для студентов !!! курса. Изд. МДА 1975
  13. Житие Оптинского старца Никона. Монахиня Мария (Добромыслова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996.
  14. Житие преподобноисповедника Георгия (Лаврова). - www.days.ru
  15. Гос. Архив по Калужской обл. Ф.33.оп. 2 д. 2511.
  16. Архив УФСБ по Калужской обл. дело № П 14013

Член епархиальной комиссии по канонизации
Олег Александрович Кизяев.



Вернуться назад (на "Материалы и публикации")